Музей Вехи истории Показать/скрыть Великие творцы Показать/скрыть Счетные устройства Показать/скрыть
Открыть все темы
Персоны, термины и понятия
Поиск в музее

ВЕЛИКИЕ ТВОРЦЫ. Новая история. XV-XVI века

Леонардо да Винчи »

ГУТЕНБЕРГ Иоганн [между 1394-99 (или в 1406)-1468], немецкий изобретатель книгопечатания. В сер. 15 в. в Майнце напечатал т. н. 42-строчную Библию — первое полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати.

Годы изгнания

Происходил из рода майнцских патрициев. После смерти отца в 1419, вследствие борьбы патрициев с цехами Майнца за право управления городом и победой последних, был изгнан из города (первое документальное свидетельство об изгнании относится к 1430). Поселился в Страсбурге, что подтверждают документы нескольких судебных процессов (в 1436 Гутенберг обвинялся в нарушении брачного обязательства, нанесении оскорбления страсбургскому сапожнику и пр.). Важнейшее значение для истории открытия книгопечатания имеют материалы процесса 1439 с братьями Дрицен. Из них следует, что Гутенберг был “золотых дел мастером”, владел латынью, уже в 1436 изобрел нечто “относящееся к печатанию”. В 1438 с тремя пайщиками он создал компанию по производству “зеркал”; предположительно, речь в документах шла собственно не о зеркалах, а о книгах “Зерцало спасения человеческого” (Speculum humanae salvationis). Гутенберг приступил к обучению компаньонов “искусству”, смысл которого держался в тайне. Судя по свидетельским показаниям, оно было связано с книгопечатанием. Материалы процесса 1439, в которых фигурируют свинец, отливные формы, пресс и пр., позволили в 19 в. точно установить приоритет открытия книгопечатания в Европе за Гутенбергом [долгое время честь этого открытия оспаривалась голландцем Лауренсом Костером (ок. 1405-84)]. Работы Гутенберга требовали вложения значительных капиталов, сохранилось свидетельство его займа в 1442 у страсбургского монастыря св. Фомы, который он так и не смог вернуть. Последние упоминания о Гутенберге в Страсбурге относятся к 1444.

Майнцский период

В 1448 Гутенберг вновь появляется в Майнце, одалживает деньги для продолжения своих работ. В 1450-53 берет в долг 1600 гульденов у богатого майнцского горожанина Иоганна Фуста (ок. 1400-66) для оборудования типографии. В 1455 Фуст потребовал возвращения денег с процентами, начался процесс, в результате которого типография перешла к Фусту [причина этого отчасти в том, что на сторону Фуста встал ученик Гутенберга Петер Шеффер (до 1430 — 1502 или 1503), женившийся на дочери Фуста и после его смерти ставший владельцем типографии]. После процесса 1455 у Гутенберга осталась часть типографских материалов, в 1459-61 он, вероятно, работал в Бамберге, поддерживаемый местным епископом. В Майнце в 1459 на средства архиепископа Дитера фон Изенбурга, сторонника реформистских идей, Гутенберг устраивает типографию архиепископского дома. В развернувшейся между Изенбургом и Адольфом фон Нассау (сторонником папы) борьбе за обладание архиепископством (нач. 1460-х гг.) Майнц принял сторону Изенбурга; Гутенберг напечатал его воззвание к мятежу. Но победил Нассау, который добившись присяги Гутенберга (1465), освободил его от налогов и зачислил в свою свиту.

Вклад в книгопечатание

Гутенберг изобрел печать с наборных литер, инструмент для отливки литер, типографский сплав (гарт), печатный пресс.

Самые ранние известные отпечатки Гутенберга “Фрагмент о Страшном Суде” (отрывок из “Сивиллиной книги”) (ок. 1440) и 24 издания латинской грамматики Элия Доната (сохранились только в отрывках). Шрифт первых изданий Гутенберга, получивший название “донато-календарного”, — копия рукописного готического шрифта (текстуры), использовавшегося при переписке богослужебных книг, — видоизменялся и совершенствовался в изданиях 1455-57. Мелкий шрифт этой же группы был впервые применен Гутенбергом в индульгенциях. Он использовался как выделительный в изданиях “донато-календарной” группы. Апофеозом книгопечатного искусства Гутенберга стала 42-строчная Библия в 2-х томах (1452-56), издание которой было начато на средства Фуста. Для Библии был отлит новый шрифт (более узкий), в котором сохранялись аббревиатуры и лигатуры, характерные для рукописных книг. Декор книги (инициалы, орнаменты) воспроизводились от руки. Всего было отпечатано 35 экземпляров на пергаменте и 165 на бумаге. Предположительно, одновременно с Библией Гутенберг участвовал в подготовке “Майнцской Псалтыри” (1457, завершена Шеффером), в которой впервые была применена многоцветная печать и печатный декор. Ок. 1459-61 в Бамберге Гутенбергом отпечатана 36-строчная Библия, набранная последним вариантом “донато-календарного” шрифта. В Майнцской архиепископской типографии им был издан “Католикон” И. Бальба (1460) — словарь с изложением латинской грамматики.

Многие издания Гутенберга приписывались Фусту-Шефферу, Альбрехту Пфистеру (ок. 1410-1466), что обусловлено отсутствием полных биографических данных о первопечатнике и выходных сведений в его книгах (впервые введены Фустом-Шеффером в “Майнцской Псалтыри”).

Еще по теме: Письменность

Леонардо да Винчи »

Главная | О проекте | Музеи мира | Библиография

©2001-2024 ANT-Soft